Издательство "Вече"

"Очарованный странник" (Слово)

Поэт и издатель, фотохудожник и путешественник, заслуженный работник культуры РФ Сергей Никола­евич Дмитриев родился 10 июня 1959 года в Вели­ком Новгороде. С1977 года живет в Москве. Окончил исторический факультет МГПИ им. Ленина. С 1981 по 1994 год работал в издательстве «Молодая гвар­дия», пройдя путь от младшего редактора до главно­го редактора издательства. Впоследствии и по на­стоящее время - главный редактор издательства «Вече». За 28-летний период своей книгоиздательс­кой деятельности участвовал в подготовке и выпуске более 10 тысяч книжных изданий. В 1989 году защи­тил диссертацию на соискание ученой степени кан­дидата исторических наук.
Автор книг «Письма совести и веры. История за­вещания Короленко» (М.: 1991), «Союз — союзов и профессионально политические союзы в России. 1905—1906» (М.: 1992), сборников стихов «Письме­на, 150 стихотворений из старой тетради» (М.: 1998), «Заветное. Двадцать лет спустя» (М.: 2000), «Слезы небес» (М.: 2002), «О жизни, смерти и любви...» (М.: 2005), «Лирика любви» (М.: 2008), альбомов фото­стихотворений «По русским далям и просторам» (М.; 2006) и «По свету с камерой и рифмой. 100 удивительных и заповедных мест мира» (М.: 2009), а также более 50 статей на исторические темы. Составитель целого ряда публикаций исторических источников. Член Союза писателей России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, действитель­ный член Академии российской словесности и Ака­демии русской литературы. С 2004 г. — секретарь Правления Союза писателей России. Награжден го­сударственными и общественными наградами, в том числе медалями «За трудовое отличие», «В память 850-летия Москвы», «300 лет российскому флоту», бронзовой медалью ВДНХ, «200 лет МВД России», «Адмирал Кузнецов», медалями «Ревнителю просве­щения», «Ратнику Отечества», «За воспитание, обу­чение, просвещение», академической наградой «Гор­дость державы российской», орденом «Михаил Ло­моносов». Лауреат премий имени Александра Фа­деева (2003) и Валентина Пикуля (2005), а также пре­мии «Хрустальная роза Виктора Розова» (2006). В 2009 году за книгу «Лирика любви» удостоен звания лауреата национальной премии «Лучшие книги и из­дательства года».
С 2002 года увлекается фототворчеством. Его фотографии публиковались в различных периодичес­ких и книжных изданиях, использовались при офор­млении различных выставок (Крокус Экспо (Моск­ва), «Зеленая неделя» (Берлин), а фотопоэтическая выставка «Русские блики» успешно экспонировалась в 2007 году в ЦДРИ (Москва) и Музее изобразитель­ных искусств (Великий Новгород). В марте 2009 года в посольстве Намибии в Москве прошла фотовыс­тавка автора «Намибийские краски». С его фотопоэтическим творчеством можно познакомиться на сай­те: www. fotostihi.ru. Любитель путешествий по Рос­сии и миру, посетивший более 55 стран. Женат, име­ет двух сыновей.

 
 — Сергей Николаевич, вы успеш­ный издатель, тонкий лирический поэт, историк. И вот уже несколько лет путешествуете по миру, и даже стали пионером нового жанра, кото­рый назвали фотопоэзией. Что по­звало вас в дорогу?
 — Я думаю, что страсть к путе­шествиям жила во мне всегда. По­эзия дальних странствий манила меня ещё тогда, когда я подрост­ком зачитывался романами Ж. Вер­на и Р. Сабатини. Но могли я, нов­городский подросток, мечтать о том, что когда-то стану ездить по странам и континентам. Жизнь — истинная волшебница, она может выполнять любые твои мечты, если только они подкрепляются твоими собственными усилиями воплотить их в реальность. Путешествия по свету стали доступными в нашей стране совсем недавно, и мне хотя бы частично, но всё-таки удалось исполнить за это время свои меч­ты. А началось все с того, что, на­ходясь в круговерти издательской московской жизни, я понял, что нужно хотя бы на короткое время вырываться из этого колеса. Сто­ило мне выехать даже за пределы МКАД, чувствовал, что во мне по­является какая-то энергетика, воз­никают замыслы, рождаются риф­мы. Сначала я вырывался на бли­жайшие наши российские просто­ры. Позднее география странствий ширилась. В последние годы я на­чал активно ездить по миру. Это дает мне особую внутреннюю энер­гетику, помогает проявить себя как поэта и фотографа. Мне посчаст­ливилось за последние годы посе­тить целый ряд стран, где постепен­но, особенно с 1999 года, я начал претворять в жизнь свой замысел воплощения в стихах всего увиден­ного и прочувствованного. А когда в 2002 году я увлёкся ещё и фото­графией, этот замысел заиграл до­полнительными красками. По сути, в последние семь лет своё видение и понимание фотостихов, впервые представленных мной в альбоме «По русским далям и про­сторам», я перенёс и на загранич­ные странствия. Мне уже приходи­лось говорить об удивительной и магической связи двух Муз — по­эзии и фотографии, которые, сли­ваясь воедино, создают новые жи­вые образы бытия, и о той ориги­нальной задаче, которую может по­ставить перед собой художник:

Увидеть мир открытыми глазами
И образы его запечатлеть, 
Чтоб фотографиями и стихами
Гимн жизни и России спеть.

Обратившись к вопросу о том, как в истории России были связа­ны путешествия и поэзия, я обна­ружил глубокую и стойкую тради­цию, которая толкала русских поэтов к дальним странствиям. А.С. Пушкин — мой поэтический кумир — любил путешествовать и, если долгое время не мог уехать куда-нибудь, чувствовал себя по­давленным. Поэт не просто удов­летворял в путешествиях свою при­родную любознательность, а полу­чал в них мощный творческий им­пульс, «полнясь пространством и временем». «Петербург душен для поэта. Я жажду краёв чужих, авось полуденный воздух оживит мою душу», - писал он в 1820 г. Жаль, что путешествовать ему довелось только по городам и весям Россий­ской империи — Кавказу и Закав­казью, Крыму, Украине и Молда­вии, Поволжью и Уралу, Псковско­му и Тверскому краю. В повести «Станционный смотритель» поэт словами своего героя сказал: «...В течение 20 лет сряду изъездил я Рос­сию по всем направлениям...»


— К сожалению, Пушкину не уда­лось совершить дальних странствий, но русская литература полна приме­ров «хождений за тридевять земель». Вспомним «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Письма русско­го путешественника» Карамзина...
— Я убежден, что Карамзин на долгие времена задал своей книгой некую сверхзадачу для всех путе­шественников, которые хотели бы не только увидеть дальние страны, но и запечатлеть в Слове или Обра­зах искусства свои впечатления и думы. Его герой — это русский че­ловек, живущий в большом мире и вбирающий в своё сердце все тре­воги и интересы этого мира. И как же хочется Путешественнику вер­нуться в конце долгих странствий на Родину. Пройдёт совсем немно­го лет, чуть более 10, и совершенно естественным окажется переход Карамзина от «Писем русского пу­тешественника» к «Истории госу­дарства Российского», от познания европейского мира к постижению мира русской истории.
Постепенно во второй половине XIX и начале XX века, несмотря на сложности и препоны того вре­мени, мир всё больше открывался перед россиянами, в числе которых выделялись многие писатели и по­эты, путешествовавшие по свету. Достаточно назвать имена Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Фета, Тютчева, Бунина, которые, словно выполняя заветы Карамзи­на и Пушкина, внесли свой яркий вклад в познание заграничных стран и осмысление России через призму увиденного в мире. Иван Бунин, посетивший Турцию, Еги­пет, Сирию, Ливан, Палестину, Италию, Францию, Тунис, Алжир, Индию, Цейлон и воспевший свои странствия в живых стихотворени­ях, говорил: « Всякое путешествие меняет человека... Как нужно всё видеть самому, чтобы правильно всё представлять себе... Редко кто уме­ет передать душу страны, дать пра­вильное представление о ней». Со­гласно представлениям Бунина, поэзия — есть Божья любовь, раз­литая в мире, а задача поэта — ло­вить её и передавать другим людям. И насколько проще это удавалось делать ему в пути, во время созер­цания новых мест, людей и природ­ных красот.

— Сергей Николаевич, один из ва­ших фотоальбомов назывался «По русским далям и просторам». Сейчас выходит совершенно уникальное из­дание — фотоальбом «По свету с ка­мерой и рифмой. 100 удивительных и заповедных мест мира». В чем состо­ит замысел этой книги?
— Когда задумывал альбом «100 удивительных мест», то я решил, что нужно начинать с истоков, поэто­му я посетил колыбели древних ци­вилизаций — Египет, Грецию, Иран. Потом я поехал по библейским ме­стам. Бунин однажды откровенно написал о своём увлечении древ­ней историей: «Все мои самые за­ветные странствия — там, в этих погибших царствах Востока и Юга, в области мёртвых, забытых стран, их руин и некрополей...»
Эпоха Серебряного века, вообще, как никакая другая в истории на­шего Отечества, подарила небыва­лый взлёт поэтических странствий, когда лучшие мастера поэзии спо­рили друг с другом в искусстве сти­хотворных описаний чужих стран. Среди них можно назвать В. Брюсова, А. Блока, Д. Мережковского, Вяч. Иванова, М. Кузьмина, И. Се­верянина, М. Волошина, К. Баль­монта, А. Белого и Н. Гумилёва. Правда, почти всех из них, кроме трёх последних, отличал явный ев­ропоцентризм, когда маршруты пу­тешествий пролегали прежде всего по благополучным странам Европы. Андрей Белый в 1910—1911 годах, проехав Австрию и Италию, посе­тил вместе с женой Сицилию, Ту­нис, где они жили «в арабской дере­вушке, ослепительно белой, осле­пительно чистой», затем супруги восхищались египетскими пирами­дами и Сфинксом, который глядел на них «огромными живыми глаза­ми», меняя выражения своего «чу­довищного лица», а позже посетили святыни Иерусалима, который «не-сказанен, древен, сказочен». Как показательно, что посещение свя­тых мест только усилило патриоти­ческое настроение Белого: «Палес­тина рдеет цветами... Христос Вос-кресе! Ура России! Да погибнет ев­ропейская погань, — писал он, по­дытоживая, — как нравоучительно наше путешествие: ехали из России на Запад, а вернёмся в Россию с Во­стока. Искали Запада, а нашли Во­сток. Боже, до чего мертвы иност­ранцы: ни одного умного слова, ни одного подлинного порыва, деньги, деньги и деньги и холодный расчёт. ...Западной культуры в нашем смысле слова нет; такая культура в зачаточном виде есть только в Рос­сии. Возвращаюсь в Россию в де­сять раз более русским».

—В научных кругах вы известны как серьезный историк, и наблюдая за вашими путешествиями с фотока­мерой, убеждаешься, что большая часть ваших маршрутов пролегает дорогами мировой истории. Скажи­те, это осознанный выбор или же по­лучалось спонтанно?
—Я уже отмечал, что многие рус­ские писатели и поэты ограничи­вали свои странствия Европой. По­этому в своем новом альбоме я по­старался раздвинуть горизонты этих путешествий. Я побывал в Африке, Латинской Америке, хочу посетить Австралию и Новую Зе­ландию.
Я очень хочу сделать проект «Рус­ские поэты-путешественники». Взять Бунина, взять Белого, взять Бальмонта, составить антологию, снабдив ее современными фотогра­фиями.
Недавно я узнал, что в 1913 году по командировке Музея антропо­логии и этнографии Академии наук поэт Николай Гумилёв вместе со своим племянником Николаем Сверчковым более трёх с полови­ной месяцев исследовал жизнь ме­стных племён Абиссинии, привезя с собой более 130 предметов их быта и около 250 негативов с описью от­снятого. Как интересно было бы соединить воедино дневниковые записи, стихи и фотографии этой экспедиции в единое целое и убе­диться, что жанр фотостихов, кото­рый мне довелось сформулировать в 2006 году при издании альбома «По русским далям и просторам», по всей вероятности, уже намечал­ся в трудах Гумилёва в 1913 году. Просто технические возможности той эпохи ещё не позволяли соеди­нять фотографии и стихи. Даст Бог, такую реконструкцию экспедиции Гумилёва удастся когда-нибудь сделать в будущем, осуществив особый фотопоэтический проект.
А какой восторг, помимо афри­канских стихотворений, вызывает сегодня итальянский цикл стихов Гумилёва («Генуя», «Пиза», «Фло­ренция», «Венеция», «Рим», «Боло­нья», «Неаполь»), который родился в результате его поездки по Италии вместе с Анной Ахматовой в 1912 году. Я хочу повторить это путеше­ствие.

—Сергей Николаевич, вы широко известны как поэт. Причем поэт ли­рический, поэт философский, поэт православный. К сожалению, поэти­ческих книг у нас выходит не так мно­го, как это было в 60—80 годы. Оз­начает ли это, что поэзия находится в кризисе?
—Ни в коем случае. Никакого кризиса в поэзии нет. Я в Союзе пи­сателей провожу немало меропри­ятий, связанных с поэтическими встречами. Встречаюсь с поэтами на местах. Мы всегда обмениваем­ся книгами. И это отличные поэти­ческие сборники. Кризис не в са­мой поэзии, он заложен в ее рас­пространении, доведении ее до чи­тателя. Между поэтами и читателя­ми — непреодолимая стена реали­зации. Поэтому нужно шире пользоваться возможностями Ин­тернета, создавать поэтические сайты. Сейчас возник проект Мос­ковского союза писателей по созда­нию электронных книг. Каждый писатель создает свою веб-стра­ничку, на которой вывешивает свои произведения. Я надеюсь, что это начинание облегчит читателю дос­туп к поэзии.
Я создал свой сайт
www.fotostihi.ru И приглашаю к сотрудничеству молодых талантливых людей, которым есть что сказать и что показать.
- Сергей Николаевич, вместе с читателями газеты «Слово» поздравляем Вас с пятидесятилетием и желаем здоровья, творческих успехов и открытия новых уголков нашей замечательной планеты.

Беседовал Виктор ПРИТУЛА

Дата публикации новости: 2009-06-18


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru