"Дорогами преданий" (Книжное обозрение)

«Легенды и мифы Древний Индии» М.: Вече, 2008. – 320 с.: ил. 3000 (п) ISBN 978-5-9533-2952-1

Написанная одним из луч­ших отечественных ученых-индологов, классиком индо­логии, издание содержит не только изысканный и досто­верный пересказ древних ве­ликих поэм и мифов Индии, но и сведения о многочис­ленных индийских богах, ис­тории доарийского общества и приходе племен ариев. Не случайно санскритские эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», наиболее полно рас­крывающие национальные особенности (в первую оче­редь Севера Индии), были переведены и адаптированы на большую часть индийских наречий.
Как и почему возникли (вернее будет сказать — оформились, сформирова­лись) эти великие произве­дения? Народу нужны всегда герои. Особенно на заре своей истории, потому что именно в них народ запечат­левает свои идеалы. Посте­пенно из множества вариан­тов народных сказаний складывается и героический эпос. В Индии «Махабхара­та» обозначается термином «итихаса» — история. По су­ти — это не только художест­венное произведение, но и энциклопедия древнеин­дийской жизни. В ее тексте органичным образом соче­тается героическая эпика с так называемой «дидакти­кой». Да и размеры поэмы поражают — «Махабхарата» включает в себя порядка 100 000 двустиший, намного превышая объем «Илиады» и «Одиссеи» вместе взятых. Авторство произведения традиционно приписывает­ся легендарному мудрецу Вьясе.
Интересен тот факт, что, по мнению современных ученых, в основу великого эпоса легли реальные собы­тия, тысячелетия назад происходившие в Северной Ин­дии и связанные с войной со­юзов племен (хотя приводят­ся различные датировки ре­шающего сражения). А ведь именно великая битва на Курукшетре ознаменует собой начало той эпохи, в которой мы все до сих пор живем - Кали-Юги, - худшей из всего цикла человеческой истории.
Автором «Рамаяны» тра­диционно принято считать мудреца Вальмики. Поэма насчитывает 24 000 стихов, которые распределены на семь книг. Как в «Махабхарате», помимо фабулы в «Рама­яне» содержатся рассужде­ния индийских мудрецов и изложение традиционных индийских нравственных ка­тегорий.
Этот эпос наполнен ми­фологическими мотивами — сам Рама, царь мифической
Солнечной династии, явля­ется представителем более ранних владык, чем отпрыс­ки Лунной династии из «Махабхараты». В основе «Рамая­ны» могло лежать одно из множества племенных сказа­ний, из которого потом вы­росла великая эпопея, в ко­торой, в отличие от «Махабхараты», именно преобладает сказочный вариант. На Шри Ланке существует иной вари­ант «Рамаяны», во всем обви­няющий Ситу. Снят даже фильм — «Сита-дьявол». В тамильском варианте Раван — не ракшас, а герой, полко­водец, возглавивший борьбу аборигенов-дравидов за свою землю против арийского за­хватчика Рамы. Погиб же Ра­ван не в честной борьбе, а из-за предательства своего бра­та, после этого ставшего на­местником Рамы на Ланке.
Уже в раннем Средневе­ковье «Рамаяна» и «Махаб­харата» перешагнули за гра­ницы Индостана — попав в Китай и Тибет, они веками оказывали свое влияние на развитие эпической по­эзии стран Юго-Восточной Азии. Тысячелетия эти ска­зания служат источником вдохновения не только для поэтов — по их мотивам со­здаются удивительные ше­девры искусства и архитек­туры, причудливые рисунки на тканях и миниатюры. Эта летопись индуизма превра­тилась в бесценное культур­ное наследие нашей плане­ты. Не случайно и доныне живы в тысячах книгах, спектаклях и фильмах мно­гих стран прославленные ге­рои и могучие боги вдохновенных индийских сказа­ний.
Дата публикации материала: 2009-04-14


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru