Газета "Слово" о том, как связаны нобелевка по литературе и история Древнего Рима

 Нобелевская премия по литературе впервые была присуждена в открывшем ХХ век 1901 году французскому поэту и эссеисту Рене Франсуа Арман Прюдому. Первого литературного нобелиата наградили «За выдающиеся литературные добродетели, особенно же за высокий идеализм, художественное совершенство, а также за необыкновенное объединение душевности и таланта, о чём свидетельствуют его книги». Звучит пафосно!

 

Однако ж, кто сегодня, кроме малой толики филологов и литературоведов, помнит о таком поэте Сюлли-Прюдоме. Помнят «проклятых поэтов» Бодлера, Верлена и Рембо. Помнят даже едва ли не мифическую фигуру средневекового поэта Франсуа Вийона, а вот Прюдома помнят не очень. Разве что, только как литературного нобелиата № 1.

С тех пор минуло 120 лет. За долгие годы литературная нобелевка прошла долгой извилистой дорогой настоящих триумфов и не менее громких литературных скандалов. Критерии, по которым с начала ХХI века определяют очередного нобелиата, больше стали напоминать камлания шаманов, нежели профессиональную оценку литературных достоинств номинантов. Взять хотя бы лауреата Нобелевской премии по литературе 2021 года. Им стал почти неизвестный «городу и миру» танзанийский писатель, пишущий на английском языке Абдулразак Гурна, проживающий в Великобритании. Очень уж он далёк от своей исторической родины, но весьма близок к охватившему Запад движению Black Lives Matter (Жизнь чёрных имеет значение). Вот наглядный образчик пресловутой толерантности англо-саксонского мира, которая превратилась в абсурд.

Однако, если американский президент готов стоять на коленях и просить прощения у афроамериканцев, как тут не попасть в тренд покаяния перед чернокожим миром. Поэтому последний по счёту литературный нобелиат Абдулразак Гурна был удостоен высокой награды «за его бескомпромиссное и чувственное обличение последствий колониализма и судьбы беженцев в водовороте культур и континентов». К большой литературе это вряд ли имеет какое-то отношение. Но с мнением высокого жюри не поспоришь.

Да мы и не станем, поскольку главная тема нашего сегодняшнего экскурса — история Древнего Рима. Тогда при чем здесь литературный нобель — задаст резонный вопрос читатель. Дело в том, что вторым в истории Нобелевской премии по литературе стал немецкий учёный Теодор Моммзен.

В 1902 году за труд «Римская история» он был удостоен Нобелевской премии по литературе с формулировкой «величайшему существующему мастеру исторической литературы с особым упоминанием монументального труда «Римская история». Моммзен стал одним из немногих авторов, получивших премию за документальную прозу, единственный её лауреат-историк.

Пожалуй, кроме него нобелиатом-небеллетристом стал выдающийся политический деятель прошлого столетия Уинстон Черчилль, которому в 1953 году была присуждена Нобелевская премия по литературе за шеститомную мемуарную книгу «Вторая Мировая война». Как было сказано в представлении, — «за мастерство исторического и биографического описания, а также за блестящее ораторское искусство в защиту возвышенных человеческих ценностей».

Но вернемся к Моммзену. «История Рима» — одно из наиболее значительных произведений в мировой научной литературе, посвященных античной истории. Эта книга входит в золотой фонд исторической классики. Подробнейшее и красочное изложение римской истории в сочетании с прекрасным стилем делает научный труд историка, как сейчас бы назвали «бестселлером нон-фикшн». Не случайно адаптированная для широко читателя в начале прошлого столетия русским историком Н.Д. Чечулиным книга «История Рима» (М. «Вече», 2021 г.), остается одной из самых востребованных в продаже книг. Теодор Моммзен всего на год пережил «земную славу» нобелевского лауреата, оставив незавершенным свою «Римскую историю».

Чего не скажешь о другом историке, жившем в Англии восемнадцатого столетия, который оставил монументальный труд «История упадка и разрушения Римской империи» — в русском издании «Закат и падение Римской империи» (СПб. «Азбука-Аттикус», 2021 г.), — охватывавшей судьбу Римской империи от конца II века до 1453 года. Первый том «Истории упадка и разрушения Римской империи», английский историк писал целых 12 лет. Утомившись, Гиббон на этом хотел закончить работу, но, занимаясь разработкой материала, осознал, что после падения старого Рима остался новый Рим — Константинополь, и потому решил написать и его историю до падения, то есть до 1453 года.

Вряд ли Моммзен, остановившийся в своем изложении на Гае Юлии Цезаре, обращался к труду Гиббона. Немецкий историк не пошёл дальше заката Римской республики. Зато Гиббон проследил именно крушение империи.

По мнению выдающегося советского антиковеда Эдуарда Фролова, взгляды Гиббона на причины упадка и разрушения Римской империи настолько актуальны, что «по сути дела, новейшая наука об античности во взглядах своих по этому вопросу не вышла за их пределы».

Труды Моммзена и Гиббона блестяще дополняет антология «Римская империя» (М. «Вече» 2021 г.), в которой представлены фрагменты сочинений античных историков и европейских антиковедов позапрошлого столетия, ставшие в наше время библиографической редкостью. Книга охватывает самые различные аспекты жизни Древнего Рима; политику, религию, культуру, быт.

Что привлекает нас в седой античности? Что манит тысячи туристов в «Вечный город»? Книга Виктора Сонькина «Здесь был Рим» (М. АСТ:Corpus) возникла на стыке двух главных увлечений автора — античности и путешествий. Её можно читать как путеводитель, а можно — как рассказ об одном из главных мест на земле. Автор стремился следовать по стопам просвещенных дилетантов, влюбленных в Вечный город, — Гете, Байрона, Гоголя, Диккенса, Марка Твена, Павла Муратова. Столица всевластных пап, жемчужина Ренессанса и барокко, город Микеланджело и Бернини присутствует почти на каждой странице, но основное содержание книги «Здесь был Рим» — это рассказ о древних временах, о городе Ромула, Цезаря и Нерона.

Два блистательных исторических труда прошлых столетий и один сегодняшний интеллектуальный путеводитель приглашают любознательного читателя за кулисы античного мира, где Гай Марий и Сулла, Гай Юлий Цезарь и Красс, Цицерон и Гней Помпей, где женщины Рима, рабы, вольноотпущенники и клиенты готовятся стать персонажами захватывающего театрального представления.

Австралийская писательница Колин Маккалоу создала не менее монументальное полотно из жизни Древнего Рима, превратив героев римской истории в художественные образы. Роман «Первый человек в Риме» (СПб. «Азбука-Аттикус», 2021 г.), открывающий семитомную эпопею, рассказывает о первых успехах Мария и Суллы времен войны с Югуртой, о нашествии кимвров и заговоре Сатурнина (110—100 гг. до н.э.). Главный герой этой книги — великий римский полководец Гай Марий. В ходе одного из походов он встречается с провидицей, которая предсказывает ему, что он семь раз будет избран консулом, а также то, что его превзойдёт племянник его жены (это будет Гай Юлий Цезарь).

Надеюсь, в дальнейших наших обзорах вернуться к героям эпического повествования Колин Маккалоу «Владыки Рима». А пока хочу поспорить с классическим афоризмом. Вся земная слава никогда не проходит. Что-то, да останется!

Виктор ПРИТУЛА, литературный обозреватель газеты «Слово»

Источник: www.gazeta-slovo.ru/publikatsii/publikatsii_7359.html

Дата публикации материала: 2022-03-17


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru