Издательство "Вече"

"Федоровская энциклопедия": прозаик и публицист Александр Трапезников о новой книге Михаила Фёдорова

Федоровская энциклопедия

Одно перечисление книг Михаила Федорова, талантливого воронежского писателя, займет не одну страницу. Его произведения отражают целую эпоху жизни нашей страны, от прошлого века до современных дней, от войн времен перестройки до СВО. А в центре их всегда конкретные люди. Это военные, писатели, журналисты, художники, священники, врачи, монахини. Личности знаковые и значимые. В мирной жизни – обычные, но в военное лихолетье – герои. Они разных национальностей, но русские по духу, патриотизму, защитники и созидатели нашей Родины. Это ли не энциклопедия Русского мира?

На военной тематике Михаил, как говорится, собаку съел. Наверняка изучал китайский военный трактат легендарного полководца Сунь-цзы «Искусство войны», которому более 2,5 тысяч лет. Там много сказано о военной стратегии и политике. Это, кто не знает, небольшое по объему произведение, в котором мысли и рекомендации автора изложены в афористичной манере. Полководцы и мыслители последующих поколений в своих работах анализировали и расширяли его текст, предлагая собственные уточнения.

Они и помогают понять, что книга хоть и опирается на реалии, философию и культуру Древнего Китая, но остается актуальной и сейчас. Позволю себе продолжить, как бы в копилку «Федоровской военной энциклопедии». Сегодня по сравнению с Сунь-цзы совершенно изменился мир внешних предметных взаимодействий человека, а разного рода технические открытия позволяют перемещаться быстрее, стрелять дальше, но сознание ни в коем случае не поменялось. Противостояние же всегда ведется внутри сознаний человеческих. В данном конкретном случае СВО – внутри психопатической дегенеративности «просроченного» и других укронацистов.

В современности внешние материальные средства затмили в значительной степени тот облик, то поле, где борьба велась с помощью силы духа. Сунь-цзы не зря говорит, что знать себя и знать другого – это разные вещи. Поэтому, конечно же, он продолжает быть абсолютно практическим текстом для любого рода конфликтных ситуаций, в которых применяются силы друг против друга. И неважно, какие силы. Однако сквозным мотивом трактата идет мысль о том, что лучшая война и лучший бой – те, которые так и не начались.

Вот несколько афоризмов Сунь-цзы:

«Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него».

«Беспорядок рождается из порядка, трусость рождается из храбрости, слабость рождается из силы. Порядок и беспорядок – это число; храбрость и трусость – это мощь; сила и слабость – это форма».

«Если нет выгоды, не двигайся; если не можешь приобрести, не пускай в ход войска; если нет опасности, не воюй. Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте».

«Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают; бывают крепости, из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются; бывают повеления государя, которых не выполняют».

«Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте. Гнев может опять превратиться в радость, злоба опять может превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут».

«О мастерстве полководца судят по старательности его подчиненных».

«Одержать сто побед в ста битвах – это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения – вот вершина».

Я думаю, что Зеленский этот трактат не читал. Он вообще мало что читал, мало что знает и мало что умеет делать, кроме как стучать причиндалами по клавишам.

А сейчас я просто хочу высказать свои мысли о войне, которые созвучны «Федоровской энциклопедии». Вернее, вообще о войнах, которая вела Россия или Советский Союз, об их судьбоносности.  В первую очередь о той, которую сейчас ведет наша страна с объединенным англосаксонским Западом, с НАТО и США. С сатанистами и содомитами, потерявшими, по сути, человеческий образ, образ Божий. Хочу сказать по-народному, по-простому: с моральными педерастами.

Я сравниваю Россию с духовно сильным человеком. Поясню свою мысль. Человек нравственно сильный никогда не ввяжется в ненужную ему схватку, не полезет в драку с глупым и слабым. Обладая громадной духовной и физической силой, он пройдет мимо. Так же и целый народ. Ему, для выражения своей силы, не нужно никого порабощать и колонизировать. Другие народы сами придут под его защиту. Ему нет нужды быть воинственным. Иное дело человек-драчун, народ-завоеватель. Он большой охотник нападать, особенно, на слабых.

Но сильный народ и сильное народное правительство не боится войны. И лживы те, которые перед войной пугают, в основном, сами себя, словами:

– Где уж нам! Мы к войне не готовы! Нас побьют!

Скажу так: бывает в народе готовность к войне внешняя, материальная, экономическая, а бывает еще и внутренняя, нравственная. Первая без второй ничего не значит. В нашей долгой истории выдаются три великие войны. Это Северная война при Петре Первом, война 1812 года и Великая Отечественная Война. Ко всем трем Россия не была готова. Материальный уровень по сравнению с противником был несравним. Но, не смотря на это, из всех трех войн она вышла победительницей.

 Карл XII, Наполеон и Гитлер подчинили себе всю Европу. Равных им по силе не было. Но все они проиграли. Петру, Александру, Сталину. Русскому народу. Потому что эта борьба, эти смертоносные войны вызвали нравственные силы народа, очистили его, подняли, отвлекли от мелочных забот ежедневной жизни, стали священными. Они вели его к алтарю, делали жертвенным. Так должно быть и сейчас.

 

Скажу больше, даже если это покажется кому-то, особенно пацифистам, напоминающих трусливых пингвинов, что никогда в народе не живется так тепло, так дружно, так сплоченно, как во время священной войны. Касается это и наших дней. И никогда правительство, и народ не соприкасаются так близко в общей деятельности, не дышат в унисон, как в борьбе на победу. За исключением, разве что, предателей и мерзавцев из стана либерал-демократов. 

Война, как гроза, очищает народ нравственно, бодрит от спячки, выпрямляет, заставляет встать во весь рост. Освобождает его от будничности, низкого положения, ведет в итоге к всенародному празднику, в благовесту. И горе народу, который не способен пробудиться, услышать колокольный звон, набат, встать на священную войну. Гибель народу, который ропщет:

Зачем так рано звонят, не дадут покоя, мешают дремать, отдохнуть, приготовиться?

А давайте спросим:

От чего же ты так устал?

Но лучше не спрашивать. Пусть каждый даст себе ответ сам.

Михаил Федоров в своих книгах, кажется, хочет охватить необъятное. И это ему удается. Таков вот мой собрат-писатель. У меня на столе его шестая книга о тех, кто оказался неравнодушным к геноциду русского народа на Донбассе «Они тоже воевали. Солдаты СВО и герои нашего времени»[1]. Его поразительное упорство «бить в одну точку» меня поражает и вдохновляет. Складывается впечатление, что какая бы история про бойца,  который бьется за свой окопник, какого-нибудь майора, который ломает голову, как одолеть врага, его ни коснулась, или волонтера, как вывезти беженцев, словом, всё, так или иначе связанное с защитой русских в Новороссии, он не упускает из виду. И пишет, пишет, внося новые страницы в Новый Русский Эпос, о чем я уже не раз писал в моих рецензиях на книги Михаила Федорова.

И вот «Они тоже воевали…». К примеру, капитан Андреев, выросший, как и Михаил в военных гарнизонах, мать которого сама служила прапорщиком, связал свою судьбу с армией. Военное училище в Оренбурге, лейтенант на полигоне, служба. Его ракеты сразу попадают в цель.  Но вот удар судьбы: армию опять курочили, и он попадает под сокращение. И в мирской жизни он также упорен в достижении целей: если электрик, то лучший в фирме, если глава поселения, то, невзирая на лица, бьется для своих жителей. Про него его однополчанин сказал: «Правильный, как Павка Корчагин». И вот 2022 год. Он рвется в армию, его не берут, чудом через какие-то каналы попадает в часть, тут бьется за порядок: ни выпивки, ни разгильдяйства. Занят беспилотниками, которые ох как нужны, и гибнет под обстрелом…

Теперь я понимаю, почему у Федорова это шестая книга, а впереди их еще десяток. Его за собой тянут герои уже вышедших произведений. Отец Героя России вертолетчика Боровиков, о котором Михаил писал в книге «Воины Новороссии. Подвиги народных героев» ему сообщает: у них в селе простились с лейтенантом Никитой Хворовым, минером… И вот уже Михаил озабочен судьбой этого мальчика, которого, как и Андреева воспитала одна мама, и тот так же склонен к математике, как и его мать учитель. О нем директор школы позже на выпуске сказала: «А этого мальчика мне не хочется выпускать из школы… Это человек-душа».

Он вместо физмата выбирает Тюменское военно-инженерное командное училище. Служит в Великом Ростове. Его зовут Хворыч, а уволившиеся солдаты шлют письма с надписью «Лучшему командиру». И вот он на СВО.  И, выводя из-под обстрела два десятка бойцов, возвращается назад, узнав, что там остались двое солдат с командиром. И не возвращается…

 

Только написал Михаил про Хворова, а в педуниверситете ему рассказали про погибшего выпускника факультета физвоспитания – спецназовца. И он уже поглощен новым очерком. Написал, и, думаете успокоился? Нет – на встрече со студентами технологического института знакомится со студентом с очень озабоченным лицом. Они разговорились. У того отец, пулеметчик, в отряде «Шторм» погиб. И теперь он озабочен, как предать его тело земле, так как вытащить пока с территории, занятой противником, не могут. И он часто повторяет фразу отца: «Я хочу, чтобы мои сыновья мною гордились». 

Листаю страницы… И снова переживаю то, что казалось ушло, а если не ушло, то по крайнем мере отдалилось. Но Михаил возвращает меня в те дни жуткой трагедии в «Крокус-Сити-Холле» и снова перед глазами ужас беззащитных людей, которых убивают подонки, пытаясь потом скрыться на Украине. Украинский след не дает покоя. А у Михаила подростки, девушка-кадетка, бывший спецназовец спасают людей, выводя через подвалы, по коридорам, куда валит дым из горящего зала…

Вроде, не надо больше. Но не так считает мой друг, и я так считаю, пытаясь как можно больше отразить события в России второго десятилетия XXI века. Вот ершистый комбат Карзанов. Ершистый потому, что не дает своих бойцов в «распыл» в угоду какому-нибудь тупому командиру, ругаясь с вышестоящим начальством, не взирая на лица. Ему главное бойцов сберечь.  И после ранения ему бы отдыхать, а он весь в помощи бойцам. И добивается заслуженных ими наград, вовсе не заботясь о награде себе.

Майор Алексей… Когда окончил кадетку, десантное училище, глотнул десантной службы с лихвой, и вот штурмует в Серебрянском лесу, прорывается вперед под Часовым Яром… 1-я славянская бригада… Здесь целый ряд бойцов от комбата Николая Бубякина, еще с 2014 года отстаивающего Донбасс. Теперь его штурмовики выдавливают врага.  Проходят по трубе в тыл противника. Его боец Костик в детстве был беспризорник, побывал в местах не столь отдаленных, теперь изо дня в день берет окоп за окопом. Лесополосу за Лесополосой.

Взахлеб читаю про «Русского» – такой позывной у когда-то генерала ДНР, командира республиканской гвардии, который теперь рядовым бьется с врагом. Его рассказ о Захарченко (тот поставил этого бойца командиром). Александр Владимирович успевал армией руководить, и хозяйство Донбасса настраивать… И за плечами «Русского», который с первых дней бился за освобождение Донбасса, и палатки перед обладминистрацией, и ее захват, и первые стычки с наступающей на город украинской армией, и бои за Аэропорт, и в Дебальцево. Читаешь, и перед тобой проплывает история становления Донецкой Народной республики, где вот такие Иваны Русские оказались впереди. А дальше однополчане «Русского»: штурмовик с позывным «Глобус», с позывным «Самоха»… Они идут вперед, а если ранен, то после госпиталя снова возвращаются и атакуют.

Михаил в охвате происходящих событий широк. А Достоевский что говорил? Широк русский человек, надо бы сузить. Не надо. Пусть таким широким всегда и остается. Вот его повесть о том, как трое вагнеровцев в дни мятежа разрешали для себя вопрос участвовать в нем или нет, и все закончилось гибелью двух, а третий пытался замести следы. Но не вышло, он попал на скамью подсудимых за убийство. Пути Господни неисповедимы…

Видимо, у моего друга Михаила есть какое-то негласное правило, или взятое перед историей обязательство, как можно больше оставить в людской памяти военных событий, имен, фактов, героев. Чтобы наш потомок мог заглянуть в «Федоровскую энциклопедию» и узнать, чем жили мы, простые русские люди в суровую годину.

 

 

Александр Трапезников, прозаик, публицист,

лауреат многочисленных литературных

премий и автор более ста книг



[1] Фёдоров М.И. Они тоже воевали… Солдаты СВО и герои нашего времени / Михаил Фёдоров. – М.: Вече, 2025. – 480 с.: ил. – (Битва за Новороссию). Тир 800.

 

Дата публикации новости: 2025-02-05


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru