Издательство "Вече"

"За мистический Алтай" (Книжное обозрение)

Иртенина Н.
Царь-гора.
М.: Вече, 2008. - 352 с. - (Сибириада). 5000 экз. (n) ISBN 978-5-9533-3517-1

Наталья Иртенина начинала как автор произведений, са­мым очевидным образом свя­занных с фантастикой. По­степенно очень разнород­ный, пестрый элемент фанта­стического допущения (ка­ким он был в ранних ее пове­стях и романов) кристаллизо­вался в твердую христиан­скую мистику. Ближайшими аналогами ее в современной русской литературе являются тексты Юлии Вознесенской и Юрия Максимова, в то же время Иртенина абсолютно самостоятельный автор: ме­тодическая близость в дан­ном случае не означает бли­зости художественной.  
Иртенина получила изве­стность у православной чита­ющей публики как автор христианских мистических ро­манов «Белый крест» и «Меч Константина», а также повес­ти «Культурный слой», напи­санной в стиле либерпанк. Ее новый роман посвящен теме Гражданской войны, ко­торая в России не закончи­лась эвакуацией белого Кры­ма и Дальнего Востока, а про­должалась в той или иной форме до настоящего време­ни. С точки зрения Иртениной, Гражданская война стала своего рода Божьим инстру­ментом обустройства России. В начале XX века страна и живший в ней народ опусти­лись на дно чаши греха. Пра­вославные идеалы и монар-хичрские ценности оказались на периферии народного со­знания, лучшее, крепчайшее, что было в русской цивилиза­ции, подверглось разруше­нию. Покаяния не происхо­дило. И вот грянула Граждан­ская война, в ходе которой красные на острие немило­сердного «интернационала» сыграли роль Божьего бича. Белый царь оказался скорм­лен инфернальным силам; по мнению Иртениной, он шел по пути жертвенности и мученичества сознательно, уведав о своей судьбе из посла­ния св. Серафима Саровско­го. Лучшее из того, что могло сопротивляться, пошло в бе­лые армий и там произвело «свидетельство действием», оставив потомкам благород­ное воспоминание о послед­нем отчаянном усилии Свя­той Руси остаться в сознании и выжить - перед долгим не­пробудным сном.
Через весь роман идет мо­тив наследования Белой, Святой Руси нашими време­нами. Но это не «февралистские идеалы», а чистый рус­ский православный монар­хизм, который у белых испо­ведовали не столь уж многие, зато лучшие. Полковник колчаковской армии Петр Шергин мистическим образом ос­тавляет далекому потомку послание и вместе с ним — этот образ России, кающейся перед Богом и восстающей перед Его врагами. А его потомку, незадачливому аспи­ранту, большому бабнику и вертопраху Федору Шергину, придется испытать немало бед, прежде чем он станет до­стоин такого наследия.
Наталья Иртенина отстаи­вает православные монархи­ческие позиции с открытым забралом  ничего не боясь и никого не стесняясь. В книге соединяются элементы приключений, пронизанных ми­стикой, и основательные рас­суждения о судьбе русских, о вере и о любви. Главным мес­том действия становится Ал­тай. Но это отнюдь не действительный, географический Алтай, а... как бы получше выразиться? - мистический Алтай, вроде мистической Внутренней Монголии у Пелевина в романе «Чапаев и Пустота». Думается, Иртенина намеренно сместила узел сюжетных линий из центра коренной России на восток, да еще и ввела в повествование особую унгерновскую линию. Она создавала аналог пелевинской Внутренней Монголии, основанной на восточной эзотерике, своего рода противовес виде мистического Алтая, где главенствует христианское миропонимание.

 
 
 
Дмитрий Володихин
Дата публикации новости: 2009-01-27


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru