Издательство "Вече"

12 апреля состоялась отраслевая конференция «Книжная отрасль России в условиях турбулентности»

 12 апреля состоялась отраслевая конференция «Книжная отрасль России в условиях турбулентности», организованная журналом «Книжная индустрия» при поддержке Минцифры России. Участники обсудили ключевые индикаторы книжного рынка, факторы риска в условиях санкционного давления, проблемы ценообразования, производства и дистрибуции сырья, изменение инвестиционной политики издательств, меры государственной поддержки для книжной отрасли и пересмотр бизнес-стратегий в книгоиздании и книготорговле в 2022 году.

«Сегодня российская книжная индустрия испытывает целый комплекс проблем: технологических, юридических, экономических. На повестке дня стоят вопросы импортозамещения и IT обеспечения книжной отрасли, сохранения авторских договоров с зарубежными правообладателями. И конечно, один из центральных вопросов – сохранение доступности книги в условиях роста стоимости сырья и комплектующих. Серьезные проблемы возникают у предприятий отрасли и с оборотными средствами. Поставщики бумаги, типографии требуют 100% предоплаты, в то время как срок оборачиваемости книжной продукции в среднем составляет от 9 до 12 месяцев», – отметила во вступительном слове Светлана Зорина, главный редактор журнала «Книжная индустрия».

график2.png

В начале обсуждения управляющий вице-президент Российского книжного союза, генеральный директор издательства «Вече» Леонид Палько сообщил, что своей первостепенной задачей Российский книжный союз считает сбор мнений и пожеланий отраслевых игроков, а также установление связей с Правительством Москвы для обеспечения книжникам государственной поддержки. Среди основных целей РКС в долгосрочной перспективе — сохранение доступных для покупателей цен на книгу, сохранение кадров в издательствах и книжных магазинах, активное использование социальной рекламы и социальных мер поддержки (в частности, внесение книг в программу «Пушкинская карта») и постоянный диалог со специалистами из регионов.

график2.png

Начальник отдела поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России Александр Воропаев подвел итоги российского книгоиздания в 2019-2021 годы. По его словам, Минцифры России обеспокоено складывающейся в отрасли ситуацией, особенно значительным ростом цен на книги, а также тем, что «турбулентность только начинается… мы будем следить за ситуацией в режиме реального времени и вырабатывать общие принципы и подходы к решению ситуации».

график2.png

О состоянии книжной отрасли в 2021-2022 гг. рассказала шеф-редактор журнала «Книжная индустрия» Елена Соловьева. Она отметила позитивные изменения в обороте книжного рынка, важность сохранения книготорговой инфраструктуры и сбалансированной ценовой политики в условиях санкционного давления и неготовности отечественной полиграфии к бесперебойному обеспечению российского читателя новыми книжными изданиями. При этом книжные магазины России в непростых условиях пандемии не только сохранили книжный ассортимент, но и сделали все возможное, чтобы снизить инфляцию по книгам до 11%. Основная цель книжников на 2022 год – поддержать читателя ассортиментным разнообразием и приемлемыми ценами, а также сохранить для книжной отрасли рыночную структуру, избежав возврата к принципам планового хозяйства, преференциям и квотированию для избранных.

график2.png

Технический директор «ОктоПринт Сервис» и «хубергруп РУС» Татьяна Климова сообщила, что пятый пакет санкций Евросоюза усугубит кризис в книжной полиграфии: к нехватке бумаги прибавится острый дефицит полиграфических красок, которые в основном импортировались из ЕС. Европейские производители уже останавливают поставки, а китайские аналоги на 80–100% дороже. Основную опасность антироссийских санкций Климова видит в запрете на техобслуживание зарубежных полиграфических линий, установленных в российских типографиях, в запрете на поставку необходимых запчастей и расходных материалов. По ее прогнозам, существующих сейчас у типографий запасов сырья хватит на срок около 2-х месяцев, тогда как закупочные цены продолжат расти, а транспортировка значительно усложнится: «Два года коронавируса разорвали логистические цепочки в Европе, многие компоненты производства вынесены в Китай и Индию и сложность поставки привела к росту цен».

график2.png

Игорь Полтавцев, заместитель генерального директора АО «Первая образцовая типография» поддержал коллегу, обратив особое внимание на то, что серьезных игроков-типографий на российском рынке критично мало, что усугубляет кризис и не позволяет говорить о разнообразии. В ближайшее время типографская продукция из-за нехватки сырья очень сильно упростится и потеряет в качестве, изыски в оформлении книг надолго исчезнут с рынка. Сегодня серьезные проблемы связаны с нехваткой пластин для печати и красок и невозможностью оперативно заменить импортные ресурсы отечественными аналогами. Наиболее технологически развитые предприятия, как правило, находятся под большим прессингом. «Текущая ситуация очень плохая, но я соглашусь с тем, что вся турбулентность и все проблемы еще впереди», — отметил Полтавцев.

график2.png

Генеральный директор издательства «ЭКСМО» Евгений Капьев считает, что отрасль находится в небывалом кризисе, в связи с чем любые прогнозы должны быть очень осторожными. Самым сложным для издательства «Эксмо» станет третий квартал текущего года. Помимо явных проблем в полиграфии, в сложившейся ситуации возникают и не менее серьезные проблемы в плане маркетинга: смена привычных инструментов продвижения, связанная с блокировкой и уходом из России ряда социальных сетей; спад спроса в сегменте аудиокниг и сокращение импульсных спонтанных покупок в книжным магазинах, размещенных в ТЦ. Капьев призвал коллег не спешить снижать рекламную поддержку выпускаемых книг, а наоборот искать новые идеи, ведь в кризис зачастую именно реклама становится важным драйвером продаж. Издателям сейчас важно переориентировать свой ассортимент и инструменты продвижения, поддержать российских авторов и не снижать давления на пиратов, потому как повышение уровня интернет-пиратства откатит отрасль на десятки лет назад.

график2.png

24 февраля, по мнению Алексея Ильина, генерального директора ИГ «Альпина», обнулило все планы, прогнозы и тренды книжников, однако основные последствия кризиса еще впереди: «Я думаю, нет ни одного человека и ни одного бизнеса в России, который сейчас бы не думал, что делать. Я постарался оценить наши риски максимально неэмоционально, потому что сейчас то время, когда руководителю нужно принимать максимально точные решения». Примерно 15-20% иностранных правообладателей, с которыми сотрудничает «Альпина», заявили о прекращении заключения новых договоров, изменилась структура спроса. Отгрузки снизились на 20%, а экстремальная волатильность курса и введенные санкции против банков осложнили взаиморасчеты с иностранными компаниями. Покупательские предпочтения в корне изменились: теперь на первый план выходит жизнеутверждающая психология и философия, книги по истории и художественная литература, в которой есть какие-то исторические параллели с текущей ситуацией.

По мнению Ильина, главный риск сейчас – снижение спроса у покупателей в отсутствии свободных денежных средств. Серьезную обеспокоенность вызывает и большая инертность издателей, сложность прогнозирования интереса читателей на несколько месяцев вперед и усиливающаяся государственная цензура.

график2.png

Директор издательства «РОСМЭН» Борис Кузнецов отметил, что около четверти (20-25%) «детского» книжного выпуска напрямую зависит от импортных составляющих (мелованной бумаги, качественного картона, самоклеящейся бумаги и т.д.), поэтому в ближайшее время ассортимент детской книги в России значительно упростится, по крайней мере книг с игровыми элементами, книжек-наклеек в планах издательства «Росмэн» нет. Основной упор делается на «старый багаж» издательств и классическую литературу. Тем не менее, есть и «хорошие новости»: детская книга сегодня оказалась под меньшим давлением, чем взрослая, благодаря меньшей доли переводных изданий в списках бестселлеров. «Если говорить про покупательскую способность, то мы сейчас видим возможности замещения книгой значительной части высвобождающегося досуга. Игрушечный рынок лихорадит сильнее нашего, и у нас есть возможность чуть-чуть «поставить ногу на чужой рынок». Кроме того, у детской книги есть уникальная возможность: мы очень хорошо продаемся в каналах сбыта детских товаров, для нас это возможность», — отметил Кузнецов. Также, по мнению эксперта, именно сейчас как никогда актуально доработать и запустить национальную программу детского и семейного чтения.

график2.png

Эльфия Дорофеева, генеральный директор издательства «Мозаика-синтез» обратила внимание на социальную ответственность специалистов книжной отрасли в плане воспитания и образования юного поколения россиян. По мнению Дорофеевой, необходимо на государственном уровне прививать маленьким читателям любовь к своему государству, знание его истории и культуры, а также учить подрастающее поколение формировать свое собственное мнение о происходящем в стране и мире. Эксперт предложила издать под эгидой Российского книжного союза библиотеку патриотических книг и бесплатно распространить их в детских садах, начальных школах и муниципальных детских библиотеках. Руководитель группы «Книги» компании Wildberries Алексей Кузменко представил преимущества сотрудничества с маркетплейсами и те инструменты, которые данная площадка предлагает издателям. Маркетплейс сегодня — это всё более очевидная альтернатива традиционным каналам книгораспостранения. Немаловажной для книжников Кузменко считает возможность тестирования любых новых издательских проектов именно на Wildberries, потому как маркетплейс обладает широчайшей аудиторией потребителей, и пренебрегать преимуществами подобных площадок не стоит.

график2.png

график2.png

 

Коммерческий директор книготорговой компании «Амиталь» Татьяна Ларина отметила, что впервые за долгое время в рамках отраслевой конференции были озвучены слова о значимости сохранения профильной книжной розницы в стране: «Остается надеяться, что это понимание найдет свое отражение и в коммерческих условиях договоров с издательствами». Начало 2022 года в сети «Амиталь» ознаменовалось сильным падением продаж, однако март и апрель показали положительную динамику по отношению к 2021 и 2019 годам. На увеличение продаж в этот период оказали влияние не только рост цен, но и информационные вбросы о возможном дефиците определенных категорий книг или их серьезном подорожании. Сейчас в условиях кризиса в книжных магазинах идет постоянный мониторинг товарных запасов и переоценка ассортимента в связи с удорожанием поставок от издателей. Сами книжные магазины свою наценку не меняют, несмотря на трудности и инфляцию. Татьяна Ларина добавила, что очень рассчитывает как на государственную поддержку отрасли, так и на поддержку издателей в плане сохранение прежних условий партнерства. 

график2.png

По словам генерального директора книготорговой компании «Магистр» Елены Штехиной, «чтобы сохранить нашу отрасль в рабочем состоянии, необходимо объединить усилия всех издательств и книготорговцев». «Я понимаю, что цена на книги резко выросла, многие издатели хотят сократить издержки и отказываются от прямых продаж книжным магазинам, но это серьезно удорожает книгу, порой на 20%. Книги некоторых издательств мы раньше продавали библиотекам по более низким ценам, чем покупаем сегодня у посредников. И отказ от прямых договоров поставки зачастую вынуждает нас сокращать ассортимент книг таких издательств», — отметила эксперт. Предложенные Еленой Штехиной антикризисные меры включают регулирование разницы цен между каналами продаж (в диапазоне не более 15%) в офлайн и онлайн-каналах, а также установление временных интервалов для старта продаж книг в разных каналах сбыта.

график2.png

Генеральный директор ГУП «Московский дом книги», президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств Надежда Михайлова считает, что проблемы необходимо решать сообща, а не за счет других игроков. А Марина Каменева, генеральный директор книжного магазина «Москва», отметила, что сейчас наступает время лонгселлеров: в портфелях всех издательств есть издания, которые продаются стабильно и надо обратить на них повышенное внимание. С предпочтениями покупателей в выборе книжной продукции познакомила участников конференции Лариса Веденьева, референт группы управления товарами и услугами ТД «БИБЛИО-ГЛОБУС».

график2.png

график2.png

график2.png

В завершении дискуссии Леонид Палько еще раз подчеркнул приоритет социальной ответственности книжников перед другими проблемами и задачами, стоящими сегодня перед книжной отраслью России. 

Видеозапись конференции доступна по ссылке: www.youtube.com/watch

Источникwww.bookind.ru/events/13165/

Дата публикации новости: 2022-05-17


Лидеры продаж

Все лидеры


 ©"Вече". 2008г. Все права защищены. Разработка: 2people.ru г.Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, д.48 корп.1; Тел. +7(499)940-48-70, +7(499)940-48-71; e-mail: veche@veche.ru